В чем разница между двухтактными и четырехтактными двигателями
внутреннего сгорания (ДВС)? Правильно: у двухтактных моторов цикл в
цилиндре совершается за один оборот коленвала, а у четырехтактных — за
два. Однако в июне нынешнего года английская компания Ilmor
Engineering, известная своими моторами для гоночных автомобилей и
катеров, показала на выставке Engine Expo в Штутгарте мотоцикл с
пятитактным ДВС!
«Пятитактный» мотор пока существует в единственном экземпляре
Главная задача проекта — создание мощного и компактного
бензинового мотора с расходом топлива, сравнимым с показателями
дизельных двигателей, но без сажи и окислов азота в выхлопе. Строго
говоря, ни о каком «пятом» такте речи нет. У трехцилиндрового рядного
двигателя средний цилиндр «толще» крайних, а свечи есть только в первом
и третьем цилиндрах. В остальном — все как обычно: коленвал, шатуны с
поршнями, два распредвала в головке блока, водяное охлаждение. Первый и
третий цилиндры «высокого давления» работают по обычному
четырехтактному циклу. Но отработавшие газы из них попадают не в
атмосферу, а в средний цилиндр «низкого давления», где продолжают
расширяться, совершая дополнительную полезную работу.
Правый распредвал для цилиндров высокого давления
вращается, как обычно, в два раза медленнее коленвала. А левый, для
цилиндра низкого давления — синхронно с коленвалом, чтобы успевать
«принимать от соседей», работающих в противофазе, порции горячего газа
Опытный мотор рабочим объемом 700 см3 развивает 130 л.с. при 7000
об/мин и 166 Нм при 5000 об/мин, а удельный расход топлива составляет
всего 166 г/л.с.ч. Правда, не без помощи турбонаддува высокого давления
— компрессор развивает аж 3 атм!
Кстати, наш соотечественник, выдающийся теплотехник Василий
Игнатьевич Гриневецкий высказал аналогичную идею еще в 1906 году, а в
1909 году в мастерских Императорского московского технического училища
(ныне МВТУ им. Баумана) им же был построен экспериментальный
трехцилиндровый дизель для тепловоза. Один цилиндр работал как
компрессор, сжимая воздух, во втором происходило воспламенение и
частичное расширение, а в третьем горячие газы продолжали работу. Тот
же принцип!