Сегодня на страницах Российской Газеты, самой официальной газеты нашей страны, появилась долгожданная расшифровка
горячей линии Алексея Рахманова (директор департамента автомобильной
промышленности Минпромторга России) и Сергея Фомочкина (начальник
отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД
России) по вопросам нового техрегламента. Давайте немного пробежимся по этому волнующему тексту, он таит в себе массу открытий. Начнем с главного. Новый
техрегламент утверждает, что автомобиль должен быть промаркирован
17-значным VIN номером. Однако не все автомобили имеют VIN-код.
Выпущенные для японского рынка маркируются 11-значным Frame-номером. По
логике техрегламента получается, что если нет VIN'а — нет и машины. Так
ли это? Запрещает ли техрегламент ввоз авто из Японии? Нет ответа!Константин из Новороссийска в ходе конференции задал вопрос: «Я никак не пойму, в чем различие 17-значного и 11-значного идентификационного номера? (Если честно, мы на Drom.ru думали,
что ситуация с VIN — это незначащая вещь, из которой автомобилисты «под
замес» раздули слона. Ведь по здравой логике длина VIN, чисто
технический момент, вообще не может иметь отношения к безопасности.
И что если у машины нет VIN, то данный пункт, про количество знаков, к
ней и не относится. Таким бы и хотелось услышать ответ — простой,
логичный и понятный. Однако... — прим. Drom.ru ) Сергей
Фомочкин: С японским номером, действительно, все не так просто. У них
VIN вообще не существует в том виде, который принят у нас. Они, по
сути, указывают номер кузова.
Российская газета: Но он может считаться идентификационным номером?
Фомочкин:
Нет, не может. Японский номер не позволяет однозначно сказать, в каком
году выпущен автомобиль. Для этого необходимо иметь под рукой базу
данных или различные справочники. Европейский, российский и
американский VIN позволяют определить это очень просто: о годе выпуска
говорит десятая позиция в структуре номера. В первых позициях
зашифровано, на каком заводе произведена машина. В японских номерах
этого нет. (Так значит, ключевое слово — «очень просто»? То
есть если так сложилось, что в VIN машин из Европы и Америки уже
содержится год выпуска, а вот дату выпуска японцев нужно посмотреть в
справочнике — это повод закрыть ввоз таких машин как небезопасных?
Или просто лень лишний раз заглянуть в справочник? Ох, а как же тогда
сейчас работает бедная таможня? Импорту автомобилей из Японии уже
больше 20 лет, на протяжении всего этого времени ввозная пошлина
определяется строго в зависимости от года выпуска автомобиля. И
Фомочкин хочет сказать, что это утомительно трудная задача? Возможно,
он не знает, что Таможенные посты Дальнего Востока уже не первый год
используют японские CD-каталоги, а также специальную программу Frameno,
которые позволяют определить год и месяц выпуска японского автомобиля
за секунды (за исключением автомобилей Honda, дата выпуска которых
определяется при осмотре по ремням и другим параметрам). То есть эта
процедура уже отработана годами. — прим. Drom.ru) РГ: Тогда получается, что ввоз японских автомобилей после вступления в силу техрегламента будет запрещен?
Фомочкин: По формальным признакам такой автомобиль под требования регламента не проходит.» О
чем тут конкретно? По сути — ноль, одна вода. Полковник Фомочкин с
таким же успехом мог сказать: «моя хата с краю, я ничего не знаю». Однозначно четкого ответа на вопрос «будет ли запрещен ввоз автомобилей с номером кузова вместо VIN» так и не прозвучало.
В связи с этим вырисовываются два предположения. Первое, чиновники и
сами не знают, как же быть. Второе, техрегламент запрещает ввоз и
эксплуатацию автомобилей японского производства, которые будут
импортированы в РФ после вступления регламента силу. Второе
предположение косвенным образом подтверждает фраза Рахманова:
«регламент не запрещает эксплуатацию праворульных машин (про ввоз, отметим, и слова нет — прим. Drom.ru).
Закон обратной силы не имеет. Надо четко понимать, что нельзя вводить
новые требования, распространяя их на машины, которые были произведены
совершенно по другим нормам.» Свободный импорт и конкуренция? Это все лишнее, спросить не с кого!Российская
газета спрашивает своих гостей: «В регламенте говорится, что новые
иномарки можно будет ввозить в Россию только от тех производителей,
которые имеют у нас постоянных представителей. Зачем это делается? И не
ограничит ли это конкуренцию, что скажется на конечной цене машин? Рахманов:
Речь идет о том, чтобы обеспечить ответственность одного представителя
изготовителя, к примеру, "Субару" или "Мазды". А сегодня получается,
кто захотел, тот и ввозит по 10-20 тысяч автомобилей, а потом спросить
не с кого. (А в чем проблема? И какие вопросы могут быть у директора департамента автомобильной промышленности к свободным импортерам? — прим. Drom.ru) Что касается конкуренции, то ввозит один импортер, но впоследствии он отдает машины на реализацию десяткам дилеров (Похоже, Рахманов, который ранее продемонстрировал свою некомпетентность в отношении аварийной статистики на дорогах России, не имеет представления и об олигополии — сговоре немногих продавцов с целью получить барыш побольше — прим. Drom.ru). И те в свою очередь вправе конкурировать между собой, устанавливая цены.» Самое интересно в том, что Российская Газета задает вопрос про новые иномарки, а в техрегламенте речь идет про все. Но ни корреспондент, ни «эксперт» оговорки не замечают. Или так и задумано? Пошлины остались в силе? Априори!Разговор о пошлинах был коротким и внушающим. «Российская Газета: Запретительные пошлины на подержанные иномарки сохранятся?
Рахманов: Недавно принято решение продлить их еще на 9 месяцев (На
официальном сайте Правительства РФ подтверждения обнаружить не удалось,
что дает некоторым покупателям повод тешить себя ложной надеждой —
прим. Drom.ru). Общая
стратегия и логика развития государства, имеющего автомобильную
промышленность, вне зависимости от количества нероссийских иностранных
участников говорит о том, что конкуренции между подержанными и новыми
машинами ни на одном рынке мира нет и быть не может априори. Россия
заинтересована иметь свое собственное производство автомобилей.» Если вы поняли, что хотел сказать чиновник — поделитесь. Мы думали-гадали, ничего разумного не получилось. По
итого имеем: представителей власти позвали дать ответы на конкретные
вопросы, разъяснить запутанные моменты, а запутались еще больше. Полный текст обсуждения нового технического регламента можно прочесть тут. Речь ведется о самосборных автомобилях, о волшебных сертифицированных кенгурятниках, о ГЛОНАССах и самодельных прицепах. Этим важным вопросам было отведено 70% горячей-линии. P.S.
Между тем автомобилисты России готовятся к акции протеста, которая состоится 24 октября.
|