Автосалон в Японии в этом году, против ожидания, получился
интересным: производителей с гулькин нос — десять штук. Девушек
практически нет (все есть, жми сюда!
;-), вместо них — чудо современной техники, девушка-голограмма. Что ни
презентация, то «покажем вам кузькину мать». Словом, в 2009 году все не
как всегда.
Подготовка к Токийскому автосалону 2009 заняла больше
года и была необычной — что ни день, очередной производитель под
давлением вездесущего кризиса уходил в отказ от участия в крупном
мероприятии. Сначала американцы сказали, что денег нет, мол, надо экономить, потом немцы — забот много,
свой рынок надо поднимать. Не смогли принять участие в выставке даже
корейцы с китайцами. Есть, правда, подозрение, что последних просто не
пустили, чтобы не подмочить репутацию все еще престижного автосалона.
В
итоге три огромных зала Makuhari Messe заняли: Toyota, Nissan, Honda,
Mitsubishi, Lexus, Suzuki, Daihatsu и Mazda с Subaru. Рядом примостился
почти свой (руль справа, двигатель от Toyota) Lotus.
Как Акио Тоёда кузькину мать показывал
Toyota была в ударе. У них там новый президент, молодой и энергичный внук основателя корпорации, 53-летний Тоёда Акио, их не слабо лихорадит.
Акио
Тоёда провозгласил новый курс компании — спасение человечества! Так и
сказал: «Во имя планеты Земля, во имя будущего и всего общества,
компания Toyota направит все свои силы на создание экологически чистых
гибридных автомобилей и электрокаров. Мы изменим лицо автоиндустрии
небывалым образом, такого еще не было!»
И тут Остапа понесло: гибриды в каждый дом, электрокары повсюду, зарядка батареи за минуты. Чистая голубая струя тока вместо черной нефти.
Настало
время сказать открыто: электричка — вот будущее автомобиля. Что не
поддается электризации, то Toyota сделает гибридным. В этой связи был
представлен гибрид Toyota Sai — дешевая и безвкусная копия элегантного
красавца Lexus HS 250h.
К счастью, гениальная идея сделать гибрид из Mark X пока не посетила умы руководителей Toyota. Новое поколение отличного автомобиля
— достойный продолжатель старых-добрых «марков два». С одной стороны,
машина радует приятным дизайном — обтекаемые формы, вызывающая оптика,
просчитанные линии кузова. Смотришь на нее, как на горный поток
любуешься. С другой, интерьер сохранил функциональность. Все предельно
понятно, удобно расположено, а главное — нет вычурности и помпезности.
Mark — это Mark. И говорить тут не о чем.
Увы
для нас, но с новыми пошлинами позволить себе радость владения этим
автомобилям в лучшем случае смогут единицы. А жаль... Изобилие
автомобилей на стенде Toyota — машин на любой кошелек — говорит об
одном: если автопроизводитель хочет делать хорошие машины, он добьется
своего самостоятельно, без помощи государства, и заслужит всемерное
уважение. Каждый японский автоконцерн — пример такого подхода.
Дальше
господин Тоёда взял тайм-аут на минуту-другую, переместился в
расположение Lexus и рассказал всем, какой он был в юности душевный
парень.
Президент мечтал о быстрых и спортивных машинах, любил
прокатиться с ветерком — благо семейный бизнес располагал. Toyota, по
словам господина Тоёда, знаменита своими спортивными автомобилями:
Levin, MR-2, Celica, MR-S, Supra — лучшие представители в своем роде. И
теперь время развить и углубить эту тему... Дебют LFA президент начал
очень громко — пугал журналистов звуком мотора в красной зоне оборотов,
долго смаковал педаль. Воздух вибрировал, дамы хватались за
джентльменов. Акио был явно доволен произведенным эффектом: из
новомодного супер-кара президент вышел с широкой улыбкой.
Презентация кончилась, а господин Тоёда так главного и не сказал.
Lexus LFA не едет ;-)
Да, да... Чудо машина, на разработку которой под личным контролем внука основателя корпорации
лучшие умы Toyota угрохали почти 10 лет, не едет. Только об этом —
тссс, никому не говорите. :) Мыслимое ли дело, атмосферник почти 5
литров, 10 цилиндров, 560 л.с. и... ни одного значимого рекорда. Ни на
Северной Петле, ни на родном Fuji Speedway, ни на 24-часовых гонках.
Красивая
машина, спору нет, а звучит как! — просто музыка, и сделают только 500
штук для избранных. И они, заплатившие безумные $375 000, не смогут
даже объехать стоковый Nissan GT-R.
Поклонников спорт-каров
Toyota придется также разочаровать. Обещанный FT-86 с субаровским
двухлитровым оппозитником в лучшем случае только в 2010 году пойдет в
производство. А какие песни Toyota пела на его счет, как сладко зазывала.
Преемник Хатироку, купе на базе Subaru Impreza, укомплектованное
двухлитровым атмосферным горизонтально-оппозитным мотором мощностью в
220 л.с. И где это все?
Создается ощущение, что Toyota хорошо
подготовилась к салону, как к пиар-акции. Громкие машины, громкие
слова, но по сути — пустышки. Что же, отдадим должное умудренным
японцам, впечатлить умеют, и даже кризис к своей пользе обернуть
стараются.
В сухом остатке: в смутное время, которое по разным
оценкам кончится в 2010-2012 году, компания Toyota делает ставку на
продолжение ранее начатых проектов — создание линейки гибридных
автомобилей для людей среднего достатка, разработка спортивного
небольшого купе, популяризацию электромобилей. Все это в перспективе
приведет к чистому воздуху и счастью на земле.
И они не одни такие!
Свой
кусочек электроденежки намерен отрубить и Nissan. Карлос Гон был более
конкретен, чем Тоёда. Во-первых, Nissan будет делать электрокары и
гибриды, с тем, чтобы однажды создать технологии нулевого выброса
вредных веществ в окружающую среду. Мудрено, попробуем перевести на
понятный язык.
Какой-такой двигатель внутреннего сгорания может
не загрязнять выхлопом экологию? Верно — только водородный. А делает ли
Nissan водородные машины? Нет... Что же тогда? А тогда, жители
мегаполисов, вот вам электрический концепт Nissan Land Glider,
двухместный электромоторный, заряжается в гараже от розетки.
Но до его внедрения еще надо дожить, а пока — новое поколение Nissan Fuga с гибридной силовой установкой.
Fuga все так же хороша! В 2005 году именно Nissan Fuga завоевала в Токио наши сердца.
Прекрасный автомобиль для состоявшихся людей, привыкших к комфорту.
Новая Fuga стала определенно лучше: интереснее кузов, богаче интерьер,
приятнее материалы, больше функций. Под капотом авто стоит 3,5-литровый
V6. Помимо гибридного двигателя, Fuga также получила 2,5-литровый V6. И
даже подрулевые переключатели скоростей присутствуют. Только BMW Alpina
BiTurbo Long, мировая премьера которой проходила по соседству, с
сильной натяжкой может соперничать с Fuga.
Словом, Nissan можно поздравить. Машину сделали лучше.
Honda, что с тобой?
Помните,
как было раньше? Honda делала обалденные машины для людей, которые
умеют водить и получать удовольствие от лихой езды. Атмосферные моторы
с технологией VTEC завораживали своими возможностями.
А теперь в селе совсем другая жизнь. В этом году Honda представила концепт-кар Honda SKYDeck.
Автомобиль с раздвижным салоном, прозрачной крышей, весь такой
природно-натурный. Передние двери открываются вверх, задние сдвигаются.
Загляденье. Но это — пластик.
В очередной раз Honda провела мировую премьеру концепта Honda CR-Z, кузовок подрихтовали — вот премьера и готова! Когда-нибудь из него сделают спортивку.
А когда? — спросите вы. А как рак на горе свистнет!
Все
это очень грустно наблюдать: роботы Asimo, гироскопные каталки для
субтильных юношей, блестящие, как макияж снегурочки, концепты.
И где-то там на галерке стоит одинокий европеец — Honda Civic Type R, единственная машина на всем стенде.
Honda
становится как все — те же гибриды, те же идеи. Хочется верить, что
руководство компании не предаст забвению свое прекрасное прошлое, и нас
ждет знакомство с новыми представителями плеяды настоящих автомобилей
Honda.
Зубара на крыльях: ни едет, ни летает
Концпет-кар
Subaru Hybrid Tourer — сплошная несуразность, но девочкам нравится.
Фишка машины — двери в виде «крыльев чайки», специальное изобретение
для любителей грязевых ванн. Прохватили немного по лужицам, в дождик от
души потестировал машину в аквапланировании, только дверь открыл — все
это дело голову и вылилось. Интересно, Subaru действительно верит, что
двери в виде крыльев чайки функциональны? Машины с подобной системой
дверей может позволить себе только Mercedes. Subaru еще бесконечно
далека от производства спортивных автомобилей выходного дня
европейского миллионера.
Между
тем, концерну есть чем гордиться — Outback, Legacy Touring Wagon и
Legacy B4 в новых кузовах смотрятся гармонично и совсем не страшно.
Разработчик семейства, господин Кадзухару Итикава, определенно радуется
своим машинам.
Скромная
позиция Subaru в Токио не связана с кризисом, так получилось. Дело в
том, что Subaru еще два года назад определилась — мы делаем машины для
Штатов, там основной наш рынок. А Япония так, прицепом. В связи с этим
и нет новинок от Subaru в Токио. Subaru Impreza WRX STI с карбоновой
крышей — единственная «премьера».
А вот Forester мы не нашли на выставке. К чему бы это?
Mitsubishi — мы, как все
К
Токийскому автосалону 2009 Mitsubishi подготовила концептуальный
внедорожник PX-MiEV. Mitsubishi PX-MiEV укомплектован гибридной
системой, батарею которой можно подзаряжать от домашней сети
электропитания, и новейшей системой полного привода S-AWC. Два
электромотора мощностью в 60 кВт (80 л.с.) передают 200 Нм крутящего
момента на переднюю и заднюю оси. Основной бензиновый двигатель объемом
1,6 литра способен развивать 116 л.с. и 125 Нм крутящего момента. Так
все в теории, на практике же... перед нами просто красивый пластик и
больше ничего.
Рядом
— вереница ни разу не гибридных машин: Pajero, Sportback, Outlander,
Delica D:5, но и они все в зелененьком с обещаниями снизить вредные
выбросы.
А
вот тут есть маленький секрет, без гибридных технологий единственный
вариант повысить экологичность существующих моторов — придушить их. Об
этом Mitsubishi молчит.
Зато работает над ошибками! В 2007 году,
когда в Токио была презентация нового поколения Mitsubishi Galant
Fortis (Mitsubishi Lancer), салон последнего был настоящим
разочарованием. Подробнее прочесть можно тут.
Сегодня же качество материалов в салоне Mitsubishi Galant Fortis
Sportback на высоте. Трескучий пластик, позорный руль и дешевая обивка
сидений остались в прошлом.
В этому году Mitsubishi не порадовала ничем, но и не разочаровала. Они как все, все те же гибриды, все те же идеи.
Mazda не заморачивалсь
Mazda решила вообще не проводить никаких автомобильных премьер. Просто выкатила на стенд имеющуюся продукцию и улыбалась.
Отметим, что свежие «мазды» смотрятся интересно. В них есть притягательная изюминка.
Качество
материалов в салоне добротное. Раздражения не вызывает. Любопытно, что
японские производители делают практически одинаковые интерьеры
бюджетных моделей. Салоны Mazda Atenza, Subaru Legacy, Mitsubishi
Galant Fortis и Toyota Corolla различаются лишь в мелочах, качество же
материалов — как с одного завода.
Suzuki и Daihatsu: мы тут рядом пристроимся?
Традиционные
производители малогабратных машинок ничем примечательным в Токио не
отметились. Suzuki показала гибридный вариант Suzuki Swift, который на
ночь можно запитать от розетки. Daihatsu же, напротив, обошлась без
гибридов. Единственная интересная новинка (сразу оговоримся: интересная
для Японии) — это концепт Daihatsu e:S, компакт-кар с расходом
3,3 литра на сотню. Посмотрим, что получится из этой идеи.
Итак,
Токийский автосалон 2009 года проходит очень спокойно, нет ярких
премьер, нет интригующих поворотов. Нет переживающих банкротство
американцев и неуверенных в завтрашнем дне немцев. Японцы смотрят в
будущее с оптимизмом: больше гибридов, создадим индустрию
электроавтомобилестроения, где наша не пропадала! Электричка в каждый
дом — похоже, таков девиз светлого завтра по-японски.
Аригато!
P.S.
C делами кончено, пора и о душе подумать. Звонит нам японский друг и
спрашивает: ну что, парни, стоит в этом году на салон ехать? Конечно,
отвечаем мы, машины прикольные попадаются. Он в недоумении: а девочки,
я на девочек хочу смотреть?! Да, как-то немного, говорим мы. Вздыхает
друг: толку салон вообще проводить, если девушек не показывают, кому
дались эти ваши машины!
Часть заключительная: девушки Токийского автосалона 2009
Дополнительные материалы
Отчеты с Токийского автосалона 2005 года:
Отчеты с Токийского автосалона 2007 года: